3S-FE является довольно распространенным двигателем, самым массовым в своей серии. Этим мотором оснащались многие модели Toyota (Avensis, Caldina, Carina, Celica, Corona, Nadia и др.) с середины 80-х до начала 2000-х годов. В этом материале разберем работу датчика холостого хода 3S-FE, процедуры демонтажа и чистки, а также некоторые нюансы регулировки клапана холостого хода 3S-FE.
Система холостого хода 3S-FE
Датчик (или как его еще называют — клапан) холостого хода на двигателе внутреннего сгорания предназначен для регулировки оборотов двигателя автомобиля во время работы на холостом ходу. Регулировка происходит за счет изменения количества воздуха, поступающего в цилиндры по дополнительному каналу («байпас», обводной канал), минуя закрытую дроссельную заслонку. Количество поступающего воздуха учитывается датчиком массы расхода воздуха. В свою очередь, это информация поступает в блок управления двигателем, который распоряжается подачей соответствующего количества топлива.
Таким образом двигатель поддерживает постоянные обороты в режиме ХХ. Пропускная способность канала определяется расположением золотника клапана, который приводится в движение за счет катушек (соленоидов) регулятора ХХ. Создаваемое ими магнитное поле позволяет отклонять золотник на необходимый для нормальной работы мотора угол.
На случай отказа электромагнитного элемента системы предусмотрен механический способ открытия канала. Основными элементами этого механизма являются пружина (биметаллическая спираль) и рычаг клапана. Особые свойства пружины позволяют ей реагировать на температуру жидкости в охлаждающей системе, изменяя свою жесткость. Таким образом происходит изменение положения упора и угол установки золотника. При такой ситуации обороты двигателя на холостом ходу будут повышенными. Получается, пружина дублирует функции датчика холостого хода двигателя 3S-FE, чтобы в случае отказа автомобиль не заглох.
Также стоит учитывать, что изменение жесткости пружины вызывается исключительно изменением температуры охлаждающей жидкости. Поэтому в отличие от исправного датчика ХХ, она не может реагировать на подключение в бортовую сеть потребителей. При проверке регулировки данного механизма стоит обратить внимание на обороты (при отключенном разъеме ДХХ они должны составлять 1000-1200 об/мин).
Демонтаж
Чтобы демонтировать на 3S-FE клапан холостого хода, сначала необходимо снять крышку воздушного фильтра, предварительно ослабив хомут и отключив датчик температуры. После — снять патрубок, ведущий к блоку дроссельной заслонки, также ослабив хомут и вытащив трос и шланги.
Снять кожух троса, ослабить болты его крепления, после чего снять патрубки охлаждающей жидкости (заниматься демонтажем только на остывшем двигателе!) и шланг «вакуума». Отключить фишки с датчика холостого хода и датчика положения ДЗ, затем откручиваем болты и гайки крепления ДЗ. Наконец, снимаем обмотку датчика холостого хода, а затем и сам клапан (обратите внимание на прокладку, старайтесь ее не повредить).
Чистим клапан ХХ
Для чистки клапана холостого хода 3S-FE понадобятся кисть и обыкновенный «карбклинер» (жидкость для очистки карбюратора). Основным загрязнением клапана является нагар (налет) на внутренней его части. Можно замочить клапан на несколько часов в очистительной жидкости.
После процедуры вращение клапана должно быть очень легким и беспрепятственным. Заодно стоит очистить и механизм дроссельной заслонки: разбирать его не стоит. Смочив жидкостью для очистки необходимо аккуратно очистить узел ветошью или зубной щеткой. Сборка осуществляется в обратном порядке. Перед прикручиванием на место на электромагнит стоит нанести тонкий слой герметика.
Настройка
Если обороты автомобиля плавают на холостом ходу, или того больше, автомобиль на ХХ просто глохнет или обороты слишком завышены — стоит задуматься о регулировке датчика холостого хода. Поскольку его работа тесно связанна с БДЗ, начать необходимо именно с него.
Положение ДЗ
Для начала необходимо обратить внимание на зазор между упором привода дроссельной заслонки и упорным винтом. В закрытом положении заслонки зазора не должно быть. Обращаем внимание, что с помощью этот винт не регулирует холостые обороты двигателя, а просто предотвращает износ заслонки.
Не удивляйтесь, если обнаружите головку винта спиленной. На многих автомобилях это предусмотрено с завода. Исправная и отрегулированная заслонка двигается плавно, без рывков при старте и не нуждается в дополнительных силах при сдергивании с места.
Датчик положения дроссельной заслонки
Регулировку датчика положения дроссельной заслонки можно произвести не снимая его.
- ослабляем болты крепления;
- щупом 0.7 зацепляемся к контактам IDL – E2;
- слабыми постукиваниями молотком необходимо поймать момент, когда сопротивление по мультиметру будет равно бесконечности (то есть проводимость пропадет);
- затягиваем болт верхнего крепления датчика, проверяем все по мануалу;
- затягиваем нижний болт и проводим контрольную проверку всеми щупами по всем контактам.
Стоит отметить, что сопротивление на контактах IDL – E2 само по себе значения не имеет, главное — чтобы оно не превышало допустимый предел по мануалу (2,3 кОм).
Регулировка пружины
На двигателе 3S-FE клапан холостого хода устроен таким образом, что «шторка» может открываться как электромагнитным соленоидом, так и пружиной, без применения электроники. Как уже отмечалось, сделано это для того, чтобы в случае отказа электромеханизма двигатель не заглох, а продолжил свою работу на ХХ.
Для правильного срабатывания пружины необходимо, чтобы она была правильно установлена. Для проверки правильности работы пружинки необходимо отключить фишку датчика холостого хода. При правильной установке двигатель будет поддерживать обороты 1000-1200, а не 700-800, как при работающей электронике. Происходит это из-за неспособности пружины осуществлять регулировку количества подаваемого воздуха в зависимости от нагрузки на двигатель. Таким образом образуется запас мощности на случай включения электрооборудования (света, вентилятора охлаждения и пр.). Соответственно, по мере повышения нагрузки обороты двигателя будут уменьшаться.
Пружинка должна быть выставлена таким образом, чтобы без соленоида она поддерживала необходимые 1000-1200 оборотов, никаких хитростей здесь больше нет. Наиболее удобный способ регулировки:
- прогреть мотор до рабочей температуры;
- заглушить двигатель и демонтировать катушку;
- ослабить болты пружины и запустить двигатель;
- подобрать и установить положение пружины, соответствующее оборотам 1050-1150 об/мин;
- затянуть болты крепления и закрепить катушку на месте;
- регулировка завершена.
Видео
Отличная статья
Спасибо.
Рады, что помогли.
Здравствуйте. Катушкой можно выставить ХХ? А то у меня 1000-1200
Спасибо! Все понятно и доступно.
Рады помочь, спасибо.
А у меня на раф-4 95 года стоит еще клапан холостого хода, к которому подводится охлаждающая жидкость и по двум шлангам пары топлива с инжектора.Одна трубочка сломалась и обороты стали повышенные . Нигде не найду схему в интернете
Наверное не ДАТЧИК а КЛАПАН или РЕГУЛЯТОР ХХ ?
Здравствуйте. Почистил дросель с снятием магнитного и пружинки, поставил обратно. Завёл и машина чередует обороты с 1800 до 300 без остановки. Можно ли обучить дроссель или тут другая проблема?
Надо перевернуть золотник на 180°, сняв биметаллическую пружину.
У меня тоже так. Почистил ддз и стало на холостых хорошо работает запускается отлично но при нагрев прыгают обороты при нажатии на газ. Ана холодную все хорошо. Помогите пожалуйста
Здравствуйте, такая проблема 3s-fe что может быть провалы при троганий авто или при в ключевом кондиционере особенно когда заднюю включаешь.
Здравствуйте.
Диагностика на расстоянии — дело неблагодарное. Очень странные симптомы описали.
Здравствуйте , приобрел камри с двиг 3s fe , снят регулятор холостого хода , работает норм и холостые 800 оборотов . Поствил регулятор и обороты стали большие , неподдаются регулировке не как ..подскажите что делать …
ДВС 3с каолина 93г после прогрева слабые холостые
На холодную держит 600 оборотов а нагрееться 1200 в чем причина
У меня было так же, я снял датчик ХХ и почистил его, проверил провода на целостность и все стало как нужно, холостые на прогретом 750, на D 600
Петр! Очень понятно все изложено! Большое спасибо!
Один вопрос. Как часто нужно чистить механизм
холостого хода? У меня RAV4 1996г.,пробег 215т.км
Проблема с ХХ появилась впервые. С уважением,Ефим.89030855970@yandex.ru
Здравствуйте.
Думаю, что раз в 60-80 тыс. км. нужно чистить.
Очень крутая статья, спасибо за подробную и понятную информацию о ХХ на 3s)
Спасибо ! Помогли .
Здравствуйте! Вопрос, хотел настроить датчик дрос заслонки, смотрю у меня два регулировочных винта, один из них установлен на вакуумный, второй отдельно стоит. Теперь незнаю щюп по какому винту регулировать. 3sfe карина, 1993 год.
Клапан холостого хода это не датчик.
Датчик это устройство которое сообщает, передает блоку управления, какую-либо информацию для обратной связи.
Молоточком как вы написали, бить ничего нельзя. Это что за советы такие.
Обороты на 3сфе 1000 как только термопружиной не пытался регулировать толку нет не реагирует… На отключеной электронике 1500 об
Доброго дня
Ну 1000 однозначно луче чем 1500. А если серьезно, то уже и не помню, как там и что.
Отличное руководство. По мелкому, но важному ремонту. Честь и хвала пытливому уму мастера.
Благодарю за отзыв.