Toyota Prius XW10 принадлежит к классу гибридных автомобилей, сочетающих в себе две силовые установки – двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и электромотор. Непривычный вид кузова и обилие технических решений – чем еще запомнился первый массовый гибрид?
Первый массовый гибридный автомобиль
Toyota Prius XW10 в качестве серийной машины сошла с конвейера в декабре 1997 года. Двумя годами ранее концепт-кар был представлен на токийском и франкфуртском автосалонах. Само название Приус (Первый) необходимо было для отличия концептуальной версии от серийного автомобиля.
История создания Тойота Приус 10 берет начало в 1994 году, когда официально стартовал тойотовский проект Global21. Задача, стоявшая перед рабочей группой, заключалась в создании экономичного и экологичного автомобиля 21 века. Отсутствие теоретической базы для воплощения замысла лишь усложняло задачу. В течение полугода команда перебирала варианты, пока наконец не остановилась на схеме, впоследствии названой Toyota Hybrid System (сокращенно THS).
Разработкой концепции кузова занимались калифорнийские дизайнеры концерна Тойота. Итогом работы стал пятиместный седан с оригинальным внешним и внутренним видом. Первый прототип наотрез отказался двигаться, на устранение проблемы у разработчиков ушло 49 дней. Дату запуска перенесли на 1997 год, что добавляло экстремальности условиям работы.
Обещания были выполнены, гибрид пошел в массы и стал быстро набирать популярность. С конвейеров двух заводов было выпущено свыше 70 тысяч машин Приус 10.
Салон
Новое авто отличалось превосходной для своего класса аэродинамикой, демонстрируя коэффициент 0,3. Необычный внешний вид дополнялся не менее оригинальным оснащением салона.
Особенностью посадочных мест было их высокое расположение (по сравнению с другими седанами). Благодаря такому новшеству улучшился обзор, посадка и высадка водителя и пассажиров стали проще.
Помимо водительской и пассажирской подушек безопасности, защиту на случай аварии обеспечивали ремни, оснащенные преднатяжителями и ограничителями усилия, а также подголовники, оберегающие от травмы шеи при ударе сзади. При создании стального кузова учитывались последние достижения в сфере пассивной безопасности.
Приборная панель в салоне Приус 10 располагалась прямо под лобовым стеклом, что позволяло водителю более сосредоточенно управлять автомобилем, контролируя и показатели, и дорожную ситуацию. Центральная консоль была оснащена сенсорным экраном, на котором кроме состояния музыкальной системы была видна схема работы привода.
Внушительный рычаг АКПП располагался на рулевой колонке и не был связан с трансмиссией напрямую. Его задача была в том, чтобы подавать сигналы на блок управления, который отвечал за работу системы силовой передачи. Помимо стандартных положений рычага (P, N, D, R), имелся особый режим торможения B (Brake), при котором вступал в работу электромотор.
Оснащение
В самой доступной версии Тойота Приус 10 уже были:
- стекла с защитой от ультрафиолета;
- дистанционное управление замком;
- 2-е подушки безопасности;
- кондиционер.
В самом дорогом варианте покупатель еще получал кожаную отделку салона, CD-плеер и навигацию.
Силовой агрегат
Силовая установка Приуса 10 была представлена бензиновым ДВС, работа которого осуществлялась по циклу Аткисона (высокая эффективность в сравнительно небольшом диапазоне оборотов). Увеличить тягу можно было при помощи синхронного электромотора на 30 КВт. Вместе с генератором и преобразователем тока эти элементы располагались под капотом гибрида от Тойоты.
Батарея, произведенная компанией Panasonic, первоначально находилась за задними сидениями (вертикально). Задача инвертора состояла в преобразовании постоянного тока в переменный (и обратно), а также в понижении напряжения до стандартных 13,8 В, необходимых электроприборам авто.
Планетарный редуктор являлся центральной частью привода и объединял основные элементы гибридной установки. Стартер в Приусе 10 вообще отсутствовал, поскольку его роль брал на себя генератор.
Бензобак находился под задним сиденьем и представлял собой эластичную емкость, раздувающуюся по мере заполнения ее топливом. Минимальный контакт бензина с окружающей средой, практически полностью отсутствовавшее испарение были частью концепции экологичности, легшей в основу первого серийного гибрида от Тойота.
Технические характеристики
Toyota Prius XW10 отличалась неплохими техническими характеристиками и при первом тестировании (только при первом!) вызывала восторженные отклики экспертов и журналистов.
Габариты
Prius 10 имел следующие характеристики:
- размеры кузова (мм) – длина (4275), ширина (1695) и высота (1490);
- размеры пятиместного салона с двумя рядами сидений – длина (1850), ширина (1400) и высота (1250);
- клиренс – 140 мм;
- колесная база – 2550 мм;
- радиус разворота (минимальный) – 4,7 м;
- объем бака – 50 л (в заполненном состоянии).
Параметры гибридной силовой установки
Силовая установка гибрида Toyota Prius XW10 имела следующие параметры:
- объем двигателя марки 1NX-FXE – 1497 куб см. (1,5 л);
- крутящий момент – 102 Н*м (10 кг*м) при 4000 об./мин.;
- мощность – 58 л.с. (43 кВт) при 4000 об./мин.;
- расход – 3,6 л на 100 км;
- крутящий момент электромотора – 305 Нм.
Совместная работа ДВС и электромотора в сочетании с хорошей аэродинамикой кузова демонстрировала уверенный разгон. Однако заряда батарей не хватало на продолжительное ускорение – на приборной панели появлялась черепаха, свидетельствующая о необходимости снижения скорости.
Рестайлинг
Toyota Prius XW10 – первая модель гибридных автомобилей. Впоследствии она успешно прошла обновление.
После рестайлинга 2000 года Prius XW10 стал продаваться в Европе и США.
На гибридах Тойота Приус 2000 года выпуска кроме внешнего обновления кузова (новые бамперы и освещение, а также установленное на багажник антикрыло) появились также встроенные в задние сиденья люки. Благодаря им стало легче перевозить крупногабаритные предметы.
Тойота Приус 11 также стала мощнее, бензиновый ДВС стал выдавать 72 л.с., а отдача электродвигателя составила 33 кВт. Решающую роль сыграли и компактные батареи (они уменьшились на 40%), которые стали располагаться горизонтально.
Забота об окружающей среде
Экологичность японских гибридов Приус 10 обеспечивалась за счет снижения уровня выбросов, использования легких в плане переработки полимеров, упрощающих утилизацию старых авто. Кузова поддержанных авто восстанавливались или утилизировались. Компания Тойота даже организовала программу по сбору и переработке аккумуляторных батарей.
Что касается выбросов, то их уровень составлял всего лишь 10% от установленных законодательством Японии значений. Для экологических правил Австралии значения оказались еще меньше. На снижение выброса CO2 (диоксида углерода) влиял и небольшой расход топлива.
Отзывы
Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о Тойота Приус 10. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме. И они будут опубликованы в данном пункте.
Спасибо.
Заключение
Приус 10 1997 года выпуска стал первым hybrid-автомобилем, получившим статус серийного. Тойота взяла на себя роль первопроходца и успешно справилась с задачей.
Оригинальный кузов, экологичность и неплохие технические характеристики позволили гибриду стать автомобилем года в Японии (1997-1998).
Видео
А основной радиатор охлаждения на 10 и 11 одинаковые или разные?
начинал с горбатого зазика занимался ремонтом авто сначала друзьям ремонтировал потом свой сервис в гараже небольшая разборка имел все модели 15 назад остановился на таете и для меня лудьше машины нет имел почти все модели менял как перчатки год назад купил приус 10 пока нравится экономичный сын автоэлектрик диагностика без проблем управляю мечтой новые машины после 2003 г пошло брахло а я люблю надежные авто и на год не гляжу а гляжу на качество
Интересное мнение, а почему именно после 2003?